среда, 25 апреля 2012 г.

По Воловьей дороге. Финляндия

Старинная Воловья дорога, соединяющая два крепостных города Турку и Хяменлинну, является одной из самых важных в историческом плане дорог Финляндии. Однажды мы провели несколько дней в деревеньке Топено (между городами Риихимяки и Форсса, провинция Кантя-Хяме) и смогли познакомиться с окружающими местами, богатыми на достопримечательности и просто красивыми.  
Вообще Воловья дорога (Härkätie) возникла еще до появления Турку и Хяменлинны, во времена викингов. Вкратце история ее возникновения такова. На берегу озера Меларен в Швеции находился город викингов Бирка, процветание которого продолжалось до конца Х века. Купцы этого города вели оживленную торговлю со странами Центральной Европы, а также с финнами, живущими на берегу Ботнического залива. Под влиянием города Бирка на берегу Ботнического залива возникли рынки, где викинги вели с финнами обменную торговлю, закупая, главным образом, охотничью трофеи. При этом охотничья продукция поставлялась в основном из глубинки Финляндии, из лесистого региона Хяме, поскольку на побережье охота не была особо развита – места не подходящие. Жители Хяме привозили на рынки меха: шкуры соболей, горностаев, куницы, выдры, а также почитаемое еще с античных времен чудодейственное лекарственное и ароматическое вещество кастореум, именуемое еще бобровой струей (оно вырабатывается специальными пахучими железами бобра). Взамен финны получали от купцов-викингов оружие, украшения, металлические изделия и соль.

На месте бывших торговых мест в конце 13-го века и возник город Турку. Кстати, существует версия, что название города произошло от слова «торг». Также в середине 13-го века в губернии Хяме началось строительство каменной крепости Хяменлинна. В начле своего существования соединявшая два этих города Воловья дорога была всего лишь тропой, прорубленной в лесистой местности. Мостами через реки, ручьи и топи служили стволы деревьев или груды камней. Но, по мнению историков, за поддержанием дороги в пригодном состоянии следили специальные люди.

По дороге, в основном, передвигались пешком, а товары перевозили на спинах лошадей. Несмотря на название дороги, воловьи упряжки использовались не так уж часто и лишь на некоторых участках.

История Воловьей дороги связана не только с торговлей, но и с военным сражениями, а также церковным паломничеством. Между городами-крепостями перемещались войска; более 400 лет назад дорога стала сценой боев так называемой Дубинной войны, произошедшей между Северными Странами и Польшей; в 17-м веке жители приходов, расположенных вдоль дороги, массово отправлялись по ней в Центральную Европу для участия в Тридцатилетней войне. На дороге находились значимые религиозные объекты – кафедральный собор Турку, церковь Святого Креста в поселке Хаттула и церковь Святого Якова в поселке Ренко – все эти храмы сохранились до наших времен.

Сегодня Воловья дорога – интересный маршрут для любознательных туристов. Ее протяженность – 162 километра – в принципе, легко преодолевается за пару часов, но с учетом осмотра достопримечательностей можно выделить и пару дней. Мы посетили лишь небольшой ее участок примерно в 16 км, а также некоторые соседние поселки. Но все равно смогли увидеть много интересного.

Сперва мы по шоссе 54 отправились в местный райцентр – поселок Лоппи (Loppi).


Там в качестве достопримечательностей были заявлены две церкви – одна старая, другая более молодая и представляющая архитектурный интерес. Эта вторая, так называемая дорожная церковь, действительно красива, с высокой колокольней, выполнена из красного кирпича. Церковь возводилась в 1885-1887 годах, затем горела в 1914, после ремонта открылась в 1921 году. Церковь славится своей замечательной акустикой, а также датским органом, построенным в ней в 1988 году. К сожалению, оценить внутренние интерьеры не удалось – церковь была закрыта, мессы в ней проводятся по воскресеньям, а с начала июня по начало августа она открыта и в другие дни.

Дорожная церковь
Как гласил путеводитель, неподалеку от дорожной церкви должна была размещаться еще одна – старая церковь, или церковь Святой Пирьо (Santa Pirjo). На самом деле имя святой-покровительницы церкви – Биргитта, но народ переделал это шведское имя на финский лад. Святая Бригитта родилась в Швеции в 1303 году и является единственной святой, происходящей из Северных Стран.

С трудом, только благодаря указателю, на верхушке холма мы углядели простенький деревянный домик красного цвета. Прямо скажем, сооружение своими очертаниями мало напоминало церковь, а скорее – просто дачный домик. Когда точно построена эта церковь неизвестно, поскольку документы церковной общины сгорели во время пожара в 1880 году. Один из финских историков полагает, что она была возведена на рубеже XV и XVI веков. Тем временем экспертиза бревен церкви, проведенная Университетом города Йоенсуу, свидетельствует, что деревья, использованные при строительстве, были срублены не позднее 1665-1666 годов. Как бы там ни было, эта церковь является одной из старейших деревянных церквей Финляндии.

Фото с сайта прихода Loppi

Затем проехали на берег озера Лоппиярви (Loppijärvi), полюбовались красивыми пейзажами. На общедоступном пляже можно купаться, загорать, устроить пикник за специальными столиками, а также взять лодку напрокат.


Вернулись на 54-ое шоссе, за нашим поселком Топено (ехать в сторону города Форсса), свернули на Воловью дорогу и поехали в сторону села Ренко. Воловья дорога на всем протяжении помечена специальными знаками – голова быка на коричневом фоне. На ее музейных участках часто встречаются информационные щиты с указанием основных достопримечательностей. Зачастую именно благодаря им и удается заметить эти «интересности». Так, мимо одной мы чуть было не проскочили, хотя специально искали. Речь о древнем межевом камне, определявшем границы семи сельских приходов. Первое письменное упоминание об этом камне встречается в Земельной книге от 1539 года. Камень стоит в лесочке слева от дороги, и не особо заметен. Остановились, увидев информационный щит справа от дороги, и лишь тогда поняли, что искомое – совсем рядом. Около камня также обнаружился информационный щит, на котором помещена копия карты 1770-1771 годов, обозначающей границы приходов. Что-то типа карты выбито и на самом камне – круг, из середины которого расходятся семь линий. Правда, линии видны плоховато, но их можно увидеть четче, если камень намочить. Вокруг межевого камня расположены несколько каменных гряд в форме стрелки, указывающих направления границ. Нам вообще-то некоторые скопления камней напомнили что-то вроде древних капищ (в общем, не только французы и другие европейцы могут своими менгирами хвастаться).

Межевой камень
рисунок на камне
Камни поменьше

Очень понравилась средневековая церковь Св.Иакова в поселке Ренко, построенная в конце XV века. Ее особым отличием от других средневековых церквей Финляндии является восьмиугольный фундамент. Эта церковь – самая северная точка паломнических маршрутов, ведущих к усыпальнице апостола в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. К сожалению, внутрь попасть не удалось, церковь была закрыта. Церковь и примыкающее к ней старинное кладбище расположены на берегу тихого пруда, заросшего кувшинками. Атмосфера более чем умиротворяющая. Недалеко от церкви расположен музей Воловьей дороги (кстати, бесплатный), но в этот субботний день он также был закрыт. Как гласила табличка на входе, в летнее время он работает по воскресеньям и в дни церковных праздников, в другое время – только по заказам, и в этом случае вход туда платный.

Церковь Св.Иакова
Закрытый музей

Тем же путем вернулись на шоссе 54, по другую сторону которого обнаружилось еще одно интересное место – охотничья изба Маннергейма. В общем-то, там находится не одна только изба, а еще много всего любопытного. Но сперва – немного истории.

В 1942 году солдаты 14-ой дивизии Финляндии, так называемые «лесные воины» решили построить в подарок к 75-летию маршала Маннергейма охотничью избу, домик для рыбалки и сауну. Идея исходила от командира дивизии генерал-майора Эркки Рааппана, прекрасно знавшего о пристрастии маршала Финляндии к охоте и рыбалке. Местом для строительства был выбран берег озера Лиексаярви неподалеку от деревни Репола, на восточной стороне государственной границы. Маннергейм посетил те места, прогостил там два дня, о чем часто с удовольствием вспоминал впоследствии – среди войны удалось получить настоящую передышку.

В конце войны, в 1944 году, все строения было решено перенести на финскую сторону. Для этого их разобрали и каждое бревно пронумеровали. Весной 1945 года Маннергейм приобрел участок земли в коммуне Лоппи, на берегу озера Пунелиаярви, куда и были доставлены здания и размещены точно в таком же порядке, как и на предыдущем месте. Уже в июне 1945 года все было готово. Здесь маршал бывал уже часто, последний раз – весной 1948 года.


 В 1992 году на территории открылся музей полевого караула, передающий условия проживания солдат-строителей избушки Маннергейма во время второй мировой войны. Здесь есть окопы, дзоты, вышки, какие-то здания, побродить интересно.



Кстати, на территории можно проводить различные корпоративные (и личные) мероприятия – семинары, праздники, даже соревнования. А также можно попариться в баньке Маннергейма и отведать его любимых блюд в ресторане. Для ночевки есть специальное здание. Об услугах подробно рассказано на уже указанном сайте, но только на финском языке.

Посетили мы еще город Форссу. В субботний день он оказался совершенно вымершим, на улицах встречались лишь редкие фигуры. Хотя магазины вовсю работали, и супермаркет сети Euromarket неожиданно порадовал нас замечательными остатками распродаж! Из достопримечательностей можно выделить, пожалуй, лишь церковь города. Она построена в 1917 году в ново-готическом стиле. Обзору, правда, помешал проводившийся ремонт. Зато, наконец, хоть куда-то удалось попасть! Внутри церковь тоже оказалась красивой: яркие витражи, нарядные своды.


Еще в городе есть неплохой, по отзывам, аквапарк Vesihelmi, но мы туда не стремились. Позднее выяснила, что именно в августе он ,был закрыт на профилактику.Так что водные процедуры мы принимали в маленьком озере Лайро, на берегу которого находился наш коттедж, а также в береговой сауне. Погода была превосходная, а плавать ночью, под луной, в темном и тихом озере – это ни с каким аквапарком не сравнится!


Вот такое небольшое, но насыщенное путешествие получилось. Может быть, как-нибудь удастся проехать и по всей Воловьей дороге! Кстати, более подробно о ней можно почитать, в том числе на русском, на этом вот сайте 

Комментариев нет:

Отправить комментарий