Старинная Воловья дорога,
соединяющая два крепостных города Турку и Хяменлинну, является одной из самых
важных в историческом плане дорог Финляндии. Однажды мы провели несколько дней
в деревеньке Топено (между городами Риихимяки и Форсса, провинция Кантя-Хяме) и
смогли познакомиться с окружающими местами, богатыми на достопримечательности и
просто красивыми.
Вообще Воловья дорога (Härkätie) возникла еще до появления Турку и Хяменлинны, во времена
викингов. Вкратце история ее возникновения такова. На берегу озера Меларен в
Швеции находился город викингов Бирка, процветание которого продолжалось до
конца Х века. Купцы этого города вели оживленную торговлю со странами
Центральной Европы, а также с финнами, живущими на берегу Ботнического залива.
Под влиянием города Бирка на берегу Ботнического залива возникли рынки, где
викинги вели с финнами обменную торговлю, закупая, главным образом, охотничью
трофеи. При этом охотничья продукция поставлялась в основном из глубинки
Финляндии, из лесистого региона Хяме, поскольку на побережье охота не была
особо развита – места не подходящие. Жители Хяме привозили на рынки меха: шкуры
соболей, горностаев, куницы, выдры, а также почитаемое еще с античных времен чудодейственное
лекарственное и ароматическое вещество кастореум, именуемое еще бобровой струей
(оно вырабатывается специальными пахучими железами бобра). Взамен финны
получали от купцов-викингов оружие, украшения, металлические изделия и соль.
На месте бывших торговых мест в конце 13-го века и возник
город Турку. Кстати, существует версия, что название города произошло от слова
«торг». Также в середине 13-го века в губернии Хяме началось строительство
каменной крепости Хяменлинна. В начле своего существования соединявшая два этих
города Воловья дорога была всего лишь тропой, прорубленной в лесистой
местности. Мостами через реки, ручьи и топи служили стволы деревьев или груды
камней. Но, по мнению историков, за поддержанием дороги в пригодном состоянии
следили специальные люди.
По дороге, в основном, передвигались пешком, а товары
перевозили на спинах лошадей. Несмотря на название дороги, воловьи упряжки
использовались не так уж часто и лишь на некоторых участках.
История Воловьей дороги связана не только с торговлей, но и
с военным сражениями, а также церковным паломничеством. Между городами-крепостями
перемещались войска; более 400 лет назад дорога стала сценой боев так
называемой Дубинной войны, произошедшей между Северными Странами и Польшей; в
17-м веке жители приходов, расположенных вдоль дороги, массово отправлялись по
ней в Центральную Европу для участия в Тридцатилетней войне. На дороге
находились значимые религиозные объекты – кафедральный собор Турку, церковь
Святого Креста в поселке Хаттула и церковь Святого Якова в поселке Ренко – все эти храмы сохранились до наших времен.
Сегодня Воловья дорога – интересный маршрут для любознательных
туристов. Ее протяженность – 162 километра – в принципе, легко
преодолевается за пару часов, но с учетом осмотра достопримечательностей можно
выделить и пару дней. Мы посетили лишь небольшой ее участок примерно в 16 км, а также некоторые
соседние поселки. Но все равно смогли увидеть много интересного.
Сперва мы по шоссе 54 отправились в местный райцентр –
поселок Лоппи (Loppi).
Там в
качестве достопримечательностей были заявлены две церкви – одна старая, другая
более молодая и представляющая архитектурный интерес. Эта вторая, так
называемая дорожная церковь, действительно красива, с высокой колокольней,
выполнена из красного кирпича. Церковь возводилась в 1885-1887 годах, затем
горела в 1914, после ремонта открылась в 1921 году. Церковь славится своей
замечательной акустикой, а также датским органом,
построенным в ней в 1988 году. К сожалению, оценить внутренние интерьеры не
удалось – церковь была закрыта, мессы в ней проводятся по воскресеньям, а с начала июня по начало августа она открыта и в другие дни.
Дорожная церковь |
Как гласил путеводитель, неподалеку от дорожной церкви
должна была размещаться еще одна – старая церковь, или церковь Святой Пирьо (Santa Pirjo). На самом деле имя
святой-покровительницы церкви – Биргитта, но народ переделал это шведское имя
на финский лад. Святая Бригитта родилась в Швеции в 1303 году и является
единственной святой, происходящей из Северных Стран.
С трудом, только благодаря указателю, на верхушке холма мы
углядели простенький деревянный домик красного цвета. Прямо
скажем, сооружение своими очертаниями мало напоминало церковь, а скорее –
просто дачный домик. Когда точно построена эта церковь неизвестно, поскольку
документы церковной общины сгорели во время пожара в 1880 году. Один из финских
историков полагает, что она была возведена на рубеже XV и XVI веков. Тем временем экспертиза бревен
церкви, проведенная Университетом города Йоенсуу, свидетельствует, что деревья,
использованные при строительстве, были срублены не позднее 1665-1666 годов. Как
бы там ни было, эта церковь является одной из старейших деревянных церквей
Финляндии.
Фото с сайта прихода Loppi |
Затем проехали на берег озера Лоппиярви (Loppijärvi), полюбовались красивыми пейзажами. На общедоступном пляже можно купаться,
загорать, устроить пикник за специальными столиками, а также взять лодку
напрокат.
Вернулись на 54-ое шоссе, за нашим поселком Топено (ехать в
сторону города Форсса), свернули на Воловью дорогу и поехали в сторону села
Ренко. Воловья дорога на всем протяжении помечена специальными знаками – голова
быка на коричневом фоне. На ее музейных участках часто встречаются
информационные щиты с указанием основных достопримечательностей. Зачастую
именно благодаря им и удается заметить эти «интересности». Так, мимо одной мы
чуть было не проскочили, хотя специально искали. Речь о древнем межевом камне,
определявшем границы семи сельских приходов. Первое письменное упоминание об
этом камне встречается в Земельной книге от 1539 года. Камень стоит в лесочке
слева от дороги, и не особо заметен. Остановились, увидев информационный щит
справа от дороги, и лишь тогда поняли, что искомое – совсем рядом. Около камня
также обнаружился информационный щит, на котором помещена копия карты 1770-1771
годов, обозначающей границы приходов. Что-то типа карты выбито и на самом камне
– круг, из середины которого расходятся семь линий. Правда, линии видны
плоховато, но их можно увидеть четче, если камень намочить. Вокруг межевого
камня расположены несколько каменных гряд в форме стрелки, указывающих
направления границ. Нам вообще-то некоторые скопления камней напомнили что-то
вроде древних капищ (в общем, не только французы и другие европейцы могут
своими менгирами хвастаться).
Очень понравилась средневековая церковь Св.Иакова в поселке
Ренко, построенная в конце XV века. Ее особым отличием от других средневековых церквей
Финляндии является восьмиугольный фундамент. Эта церковь – самая северная точка
паломнических маршрутов, ведущих к усыпальнице апостола в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. К сожалению,
внутрь попасть не удалось, церковь была закрыта. Церковь и примыкающее к ней
старинное кладбище расположены на берегу тихого пруда, заросшего кувшинками.
Атмосфера более чем умиротворяющая. Недалеко от церкви расположен музей
Воловьей дороги (кстати, бесплатный), но в этот субботний день он также был
закрыт. Как гласила табличка на входе, в летнее время он работает по
воскресеньям и в дни церковных праздников, в другое время – только по заказам,
и в этом случае вход туда платный.
Церковь Св.Иакова |
Закрытый музей |
Тем же путем вернулись на шоссе 54, по другую сторону
которого обнаружилось еще одно интересное место – охотничья изба Маннергейма. В
общем-то, там находится не одна только изба, а еще много всего любопытного. Но
сперва – немного истории.
В 1942 году солдаты 14-ой дивизии Финляндии, так называемые
«лесные воины» решили построить в подарок к 75-летию маршала Маннергейма
охотничью избу, домик для рыбалки и сауну. Идея исходила от командира дивизии
генерал-майора Эркки Рааппана, прекрасно знавшего о пристрастии маршала
Финляндии к охоте и рыбалке. Местом для строительства был выбран берег озера
Лиексаярви неподалеку от деревни Репола, на восточной стороне государственной
границы. Маннергейм посетил те места,
прогостил там два дня, о чем часто с удовольствием вспоминал впоследствии –
среди войны удалось получить настоящую передышку.
В конце войны, в 1944 году, все строения было решено
перенести на финскую сторону. Для этого их разобрали и каждое бревно
пронумеровали. Весной 1945 года Маннергейм приобрел участок земли в коммуне
Лоппи, на берегу озера Пунелиаярви, куда и были доставлены здания и размещены
точно в таком же порядке, как и на предыдущем месте. Уже в июне 1945 года все
было готово. Здесь маршал бывал уже часто, последний раз – весной 1948 года.
В 1992 году на территории открылся музей полевого караула, передающий условия проживания солдат-строителей избушки
Маннергейма во время второй мировой войны. Здесь есть окопы, дзоты, вышки,
какие-то здания, побродить интересно.
Кстати, на территории можно проводить различные
корпоративные (и личные) мероприятия – семинары, праздники, даже соревнования.
А также можно попариться в баньке Маннергейма и отведать его любимых блюд в
ресторане. Для ночевки есть специальное здание. Об услугах подробно рассказано
на уже указанном сайте, но только на финском языке.
Посетили мы еще город Форссу. В субботний день он оказался
совершенно вымершим, на улицах встречались лишь редкие фигуры. Хотя магазины
вовсю работали, и супермаркет сети Euromarket
неожиданно порадовал нас замечательными остатками распродаж! Из достопримечательностей можно выделить, пожалуй, лишь
церковь города. Она построена в 1917 году в ново-готическом стиле. Обзору, правда, помешал проводившийся ремонт. Зато, наконец,
хоть куда-то удалось попасть! Внутри церковь тоже оказалась красивой: яркие
витражи, нарядные своды.
Еще в городе есть неплохой, по отзывам, аквапарк Vesihelmi, но мы туда не
стремились. Позднее выяснила, что именно в августе он ,был закрыт на профилактику.Так что водные процедуры мы принимали в маленьком озере
Лайро, на берегу которого находился наш коттедж, а также в береговой сауне.
Погода была превосходная, а плавать ночью, под луной, в темном и тихом озере –
это ни с каким аквапарком не сравнится!
Вот такое небольшое, но насыщенное путешествие получилось. Может быть,
как-нибудь удастся проехать и по всей Воловьей дороге! Кстати, более подробно о
ней можно почитать, в том числе на русском, на этом вот сайте
Комментариев нет:
Отправить комментарий