вторник, 6 ноября 2012 г.

На море-океане, на острове Буяне. Или удивительный Лансароте

Уже давно я мечтала в начале октября, в золотой для Канар сезон, оказаться на острове Фуэртевентура, манящем своими бескрайними пляжами. И вот мечта практически осуществилась, правда, с некоторыми поправками: не начало октября, а самый конец и начало ноября, и не Фуэртевентура, а соседний Лансароте. Но такая подмена не разочаровала. Напротив, Лансароте полностью покорил мое сердце! В том числе своими пляжами, не говоря уж о фантастических "марсианских" пейзажах. И еще - у этого острова удивительная, очень позитивная энергетика!

Для начала - немного практической информации. На Лансароте мы были с 27 октября по 4 ноября. Тур приобрели в финской фирме Aurinkomatkat, летели из Хельсинки. Время в пути туда - 6 часов, обратно почему-то пять (подарок от пилота?).

Жили в отеле Hide Park Lane***  на окраине поселка Puerto del Carmen, в спокойном районе вблизи пляжа Playa de los Pocillos. Территория отеля обширная и очень зеленая: пальмы, бугенвиллеи, алоэ и прочая экзотическая растительность, некоторая - дивно ароматная. Например, цветы вот этого неизвестного мне дерева источали тонкий аромат, напоминающий одновременно запах ландыша и жасмина.

Или вот еще какая красота, но без запаха.

Проживание - в уютных одноэтажных домиках-бунгало. Нам с домиком очень повезло - он был размещен в стороне от дорожек, по которым массово курсировали проживающие, а с террасы открывался вид на парк. Под сенью одного огромного дерева в этом парке жили большие серо-зеленые попугаи (запечатлеть не удалось, близко не подлетали).
Первый вечер в отеле
Один из белых домиков за пальмами - наш
Территория отеля
Наш домик
От соседей, которые жили во второй половине бунгало, со стороны террасы закрывала стенка. Правда, справа, в нескольких метрах, располагалось другое бунгало, от которого уже ничего не отделяло. Но соседи были тихие, необщительные и на своей террасе появлялись редко. Больше людей они, похоже, любили котов - под их дверью всегда сидело несколько котиков в ожидании кормежки (вискас и другие угощения, кстати, котам подавались не абы как, а на посуде из апартаментов).
Вид на соседнее бунгало
Бунгало оказалось вполне уютным, оборудованным всем необходимым и просторным: гостиная совмещенная с кухней, отдельная спальня, ванная комната с ванной.

В общем, больше про отель рассказать нечего, поскольку услугами его мы практически не пользовались, за исключением редкого посещения детской площадки. Видели еще бассейн и загорающую вокруг публику. Но зачем нам бассейн, когда есть Его Величество Океан!

Первая встреча с океаном состоялась на ближайшем к отелю пляже Los Pasillos (минут 7 неспешным шагом). Мы брели к нему по абсолютно пустым, тихим, залитым солнцем улицам! Какое же разительное отличие от переполненного туристами Тенерифе! Правда, центр поселка Пуэрто Кармен тоже довольно оживлен, но, как я уже сказала, мы жили на окраине.

Пляж Los Pasillos очень широкий и очень протяженный, просто необъятный. Я вообще предпочитаю камерные пляжики, уютные бухты. Но при выходе на этот пляж меня захлестнули абсолютно сумасшедшие эмоции: высокое-высокое небо, разукрашенное облаками, огромные парящие чайки, серебряный блеск воды вдали, мягчайший коричневый песок, простор, практически полное отсутствие народа и пляжной суеты. Хотелось раскинуть руки и улететь вместе с чайками.

Los Posillos
Ребенку, похоже, тоже снесло голову: он с визгом начал нарезать круги по воде, кидаться в волны и в итоге совершил незапланированное омовение прямо в одежде.

Пришлось облачить его в свою футболку, после чего спереди он стал походить на попрошайку, а сзади - на ангелочка :)

Но пляж Посийос - это лишь предисловие к знакомству с островом. Просто приятный пляж в курортном месте.  Даже трудно вообразить, что кто-то, возможно, проводит на нем все отпускные дни, не подозревая о многогранности острова. Мы же уже на следующий день взяли машину и колесили по острову с утра до вечера, так что на придворный пляж времени не оставалось.

Перемещение по острову несколько осложнялось отвратительными дорожными указателями. Такое ощущение, что островитяне - ярые противники указателей и ведут с ними целенаправленную борьбу. Указатели на нужные направления или объекты либо вообще не встречались, либо пропадали в самые ответственные моменты, когда надо было срочно понять, в какую же сторону повернуть. Особо порадовал один из указателей на музей агрикультуры. На доме, стоящем на перекрестке двух дорог, красовалась табличка "Музей агрикультуры" и две стрелочки - налево (7 км до музея) и направо (6 км). Поехали направо. Стоит ли говорить, что музей в данном направлении не нашелся ни через 6, ни через 7, ни через 10 км... В итоге мы его все же нашли, но вопреки, а не благодаря указателям!

В заголовке этого рассказа я назвала остров Буяном - такие ассоциации связаны с постоянно дующим там ветром, очень-очень сильным ветром!  Иногда ветер совершенно непостижимым образом стихал - именно так было в последние два вечера на острове, и тогда мы поражались удивительной тишине...

С ветреным характером Лансароте удалось познакомиться уже в первый полноценный  день путешествия на автомобиле. Первый объект, который мы посетили - крепость,  возвышающаяся над городом Тегизе, бывшей столицей острова. Крепость Castillo de Santa Bárbara расположена на кромке кратера вулкана Гуанапай на высоте 450 метров. В крепости находится музей пиратов, от частых набегов которых она была призвана оберегать столицу.

Вид на Тегисе от крепости
Виды на окрестности
Обозревать окрестности с высоты можно бесконечно. Если бы не ветер!  А музей мы не посетили, нас оттуда просто сдуло: поднялись по лестнице в крепость, попали во внутренний двор, в котором ветер уже просто свистел. Так, наверное, чувствуешь себя в аэродинамический трубе. Ребенок закричал "скорее пойдем отсюда", и мы поспешно ретировались. Успела лишь заметить, что вход в музей пиратов стоит 3 евро.

Далее наш путь пролегал по горным дорогам. Любовались местными огородами.

Ветер все усиливался и небо затягивалось тучами.

Когда небо почти совсем помрачнело, мы неожиданно приехали в царство ветров - Парк Эолика, или место размещения гигантских ветряков. Остановились поснимать этих гудящих монстров.

Далее дорога пошла еще круче в гору, а тучи спустились совсем низко к земле, в один момент въехали прямо в облако и хотели было повернуть назад.

Но от намерений добраться этим путем до северной оконечности острова отказываться не хотелось. Но, к счастью, облака разошлись, и мы благополучно спустились с гор в долину тысячи пальм, где располагается милый город Ария (Haria), одно из самых зеленых мест на острове.

На въезде в Арию

Так выглядит Ария с мирадора на подъезде к ней. Но это мы уже в другой день снимали, а тогда, в облаках, мы даже мирадора не заметили.

А так Ария выглядит вблизи

В городе много симпатичных, оригинально оформленных сувенирных магазинов.  В один из них (на снимке) зашли, ассортимент сувениров огромнейший. С интересными сувенирами, явно местного, а не китайского производства, на Лансароте вообще дела хорошо обстоят.

В Арии, определенно, можно было бы погулять подольше. Но мы торопились. Целью была одна из наиболее известных достопримечательностей острова, пещера Cueva de los Jameos del Agua , куда намечено было прибыть обязательно между полднем и часом дня. В одном из рассказов я вычитала, что именно в это время из отверстия в куполе пещеры в подземный водоем очень эффектно бьет луч солнца.

Пещера Лос Хамеос дель Агуа имеет природное вулканическое происхождение, но над ее оформлением потрудился знаменитый уроженец Лансароте - художник, скульптор, архитектор, общественный деятель и прочее-прочее Сезар Манрике. Он вообще-то сформировал облик всего острова, а данная пещера была его первым архитектурным творением, исполненным в 1968 году.

Главная "фишка" пещеры - расположенное ниже уровня моря озеро, в котором живут крошечные слепые рачки-альбиносы. Все туристы этих рачков фотографируют. Мы не стали исключением. Хорошо они, бедные, в силу своей слепоты, не страдают от вспышек фотокамер!

На часах было уже за полдень, а солнечный луч в проем над озером так и не думал светить. Мы решили осведомиться о причинах задержки "шоу" у официанта расположенного в пещере ресторана. Оказалось, данный эффект наблюдается лишь в летние месяцы, в октябре солнце стоит уже под другим углом.

Так что, пройдя вдоль озера, мы поднялись наверх уже у другого края пещеры, где располагается еще один природный водоем, превращенный Манрике в элегантный бассейн. Эта склоненная над бирюзовой водой пальма - один из самых растиражированных видов Лансароте.

Покинув пещеру, мы отправились в поисках пропитания в город Орсола, расположенный на северной оконечности острова. Город, конечно, звучит слишком громко. Скорее, приморский поселок. Но зато с портом, откуда отправляются кораблики на соседний остров Грасиоса.
Орсола

Дорога до Орсолы вдоль побережья проходит по территории, сплошь покрытой черной вулканической лавой - это последствия извержения, произошедшего почти 4000 лет назад.  Представьте, каково было наше изумление, когда среди этих черных лавовых полей вдруг стали попадаться участки дюн с мелким-мелким и белейшим, словно мука, песком. В общем, наскоро отобедав в Орсоле, мы быстренько вернулись в эти волшебные места.

Дюны с белым песком очень хороши. Но океан там открыт, вход в воду каменистый и из-за ветра наблюдались довольно приличные волны. Купающихся не было, лишь несколько человек прятались от ветра за каменными "изгородями".

По соседству с дюнами мы нашли абсолютно идеальный пляж! Пусть уже не со столь белым песком, на зато абсолютно безопасный для купания. Застывшая лава создала вдали от берега нечто вроде рифа, об который бились волны. А в образовавшемся естественном бассейне царили тишь да гладь, вода изумительного цвета и очень теплая. Красиво и очень необычно! Это место нам так приглянулись, что мы еще раз специально приезжали туда.

Пляж и парковка при нем

Водичка волшебных оттенков!

Народа на пляже немного. При сильном ветре можно укрыться в своей персональной "нураге". Ну, или просто для уюта в ней расположиться :)

Вдали в скалах и лаве прячется городок Орсола

Приливы и отливы в этом месте довольно сильные.  Вот эти каменные укрепления то оказываются на пляже, то покрываются водой.

Во время прилива вода наступает очень быстро. Только что строили крепость, но срочно пришлось эвакуироваться :)

И на камнях есть жизнь!

Дабы закрыть пляжную тему, расскажу еще вкратце о пляжах Playas de Papagayo, расположенных на юге острова, вблизи курортного поселка Плайя Бланка. Это серия уютных пляжиков, расположенных в небольших бухтах. В отчетах, которые мне довелось прочитать, эти пляжи назывались самыми-самыми, да и снимки такие отзывы подтверждали: лазурная вода, светлый песок, мощные утесы.

Ну, что сказать, нам эти пляжи (правда, видели не все) не так уж сильно приглянулись. Вероятно, тому виной не самая лучшая погода. Кстати, и сам курорт Плайя Бланка не понравился - какой-то безжизненный, зелени совсем мало, да и расположение, в плане путешествий по острову, не самое удобное. Вполне допускаю, что это мнение - результат поверхностного знакомства.

Найти "попагайские пляжи" оказалось делом не простым. Как обычно, указатели на них в какой-то момент кончились, вернее, именно в тот момент, когда надо было принять решение, по какой из дорожек поехать. Так что мы минут 20 метались по узким улочкам, застроенным апартаментами, неизменно попадая в тупик. Но все-таки выбрались!

Проезд к пляжам на машине оказался платным. После "пункта оплаты" предстояла поездка по ухабистой грунтовке в несколько километров. А потом еще спуск на своих двоих к пляжам по узкой каменистой тропе.

Грунтовка к пляжам

На пляже было весьма многолюдно и довольно большие волны. Поскольку пляж узкий, волны практически добирались до лежащих на песочке людей. Ребенка, правда, волны забавляли, он все норовил кинуться в них, так что приходилось оперативно отлавливать.

Живописный вид мы обнаружили на выезде из Плайя Бланка, на самом южном мысу с видом на соседнюю Фуэртовентуру. Маяки всегда фотогеничны!

Вдали наблюдались силуэты Фуэрты, помахали ей рукой: жди мы обязательно приедем!

Ветреная и частенько облачная погода не очень способствовала пляжному отдыху. И это даже хорошо, ведь на небольшом Лансароте удивительно много достопримечательностей, главным образом, природных. В их числе - лагуна нереального зеленого цвета, расположенная вблизи приморского поселка Эль Гольфо. Необычный "кислотный" цвет лагуне придают расплодившиеся в ней водоросли.

На лагуну можно полюбоваться со скал, пройдя по тропе от большой парковки на въезде в Эль Гольфо. А можно пройти к самой лагуне и пешком, но уже с другой парковки, не доезжая поселка, и идти придется подольше. Гуляют там, в основном, любители оливина - минерала зеленого цвета, в изобилии присутствующего на Лансароте. Его можно "отрыть", в частности, на пляже у зеленой лагуны.

Некоторые смельчаки спускаются к лагуне и со скал, по песчаным осыпающимся склонам, несмотря на запрещающие надписи и заграждения.

Мощь океана и ветра в районе Эль Гольфо чувствуется особенно ярко. Пейзажи мрачные, но при этом удивительно сочные. Интересно было бы увидеть Эль Гольфо в солнечный день. Мне кажется, что этому месту больше подходит нахмурившаяся погода.

Эль Гольф
Поселочек Эль Гольфо состоит практически из одних морских ресторанов. Мы отобедали в ресторане по имени Lago Verde - вкусно, но остался осадок от того, что нас пытались обсчитать, и на несколько евро все же обсчитали. Как-то не ждешь такого от симпатичного маленького домашнего заведения, где все выглядят очень радушно.

ГОРЫ - заснувшие, а также дремлющие вулканы - окружают на Лансароте повсеместно. Они абсолютно лишены растительности, но при этом не кажутся унылыми, даже в пасмурный цвет радуя разноцветными красками. Большинство гор-вулканов напоминают гигантские песочные куличики, поскольку состоят из каких-то сыпучих пород. Даже удивительно, почему они не рассыпаются?!
Жизнь в окружении вулканов

У подножий и на склонах многих вулканов можно увидеть любопытную картину: тщедушные зеленые кустики, обрамленные полукругами низких каменных изгородей. Чем-то похоже на мозаику, а еще больше - на "творчество" инопланетян.  Это - виноградники. В вулканическом пепле виноград вырастает отличный, но сколько же усилий приходится прикладывать местным крестьянам!

Самые "главные" вулканы Лансароте расположены, конечно же, в Национальном парке Тиманфайя. Это поразительное место нельзя проигнорировать! Мы попали в Тиманфайю лишь со второго захода. Причина - опять же погодная. В первый заезд нас спугнули сильная облачность и начинавшийся дождь. Ну разве разглядишь как следует вулканы в таких условиях, учитывая, что знакомство с ними происходит через окно во время автобусной экскурсии!

Так что в первый раз до въезда в парк мы не добрались, а лишь остановились посмотреть на верблюдов, на которых можно прокатиться по парку по укороченному маршруту. Туристов свозят сюда на автобусах, сажают на верблюдов, и группы одна за одной уползают по склонам вулканов.

Амбре в зоне "парковки" верблюдов царит специфическое. В общем, понятно почему.

Желания воспользоваться этим аттракционом у нас не возникло.

В общем, решив дождаться лучшей погоды для обзора вулканов, поехали мы, куда глаза глядят. А именно - на север по дороге на Тинахо (Tinajo). Вокруг тянулись бесконечные черные лавовые поля. Очень хотелось остановиться, чтобы запечатлеть их, но никаких съездов и парковок не было. И вдруг в этих лавовых появился некий белый павильон, оказавшийся Центром вулканологии парка Тиманфайя Mancha Blanca

Это, по сути дела, музей, к тому же бесплатный. Если о вулканах, их происхождении и т.д. хочется узнать подробнее,то вам - сюда.  В музее можно посмотреть видео об извержениях, изучить на макетах строение земной коры, узнать подробнее о вулканах Тиманфайя, природе и живности этих мест и даже понюхать, чем пахнет извергающийся вулкан. Кстати, здесь же можно записать на пешеходную экскурсию по парку Тиманфайя.

А в лаве вокруг музея проложен специальный деревянный променад с обзорными площадками, с которых можно полюбоваться на окружающие пейзажи.

Когда до отъезда оставалось уже пара дней, мы поняли, что визит в парк Тиманфайя откладывать больше нельзя. Встали пораньше (на самом деле, надо было бы еще раньше) и выдвинулись.

Погодка обнадеживала: сквозь облачка проглядывало синее небо. Когда приехали на территорию парка, еще более распогодилось. Ура! Несмотря на то, что к въезду в парк активно стекались машинки с туристами, въехали мы в него без очереди. А вот когда возвращались обратно, очередь была просто колоссальная! Так что в парк лучше всего приезжать к открытию.

Очередь на автобус, в котором возят по парку, уже стояла. Но, как мы увидели потом, это была совсем маленькая очередь. так что мы попали в первый же подъехавший автобус и заняли отличное место - у второго выхода в середине, рядом с большим панорамным окном.

Небольшое историческое и географическое отступление. Парк Тиманфайя находится в центральной и западной части острова. Земля тут разверзлась по историческим меркам не так уж и давно, 1 сентября 1730 года. Подземные толчки и извержения продолжались целых шесть лет! К счастью, к человеческим жертвам извержения не привели. Но более 20 поселений и деревень были погребены под слоями лавы. В том числе и поселок Манча Бланка, в честь которого назван музей вулканизма, о котором я рассказала ранее.

Путешествие на автобусе производит неизгладимое впечатление! Эмоции усиливаются тревожной музыкой, звучащей в автобусе. В общем. слов нет, есть только фото :)

Жерло

Маршрут пересекает вулканический туннель, проходит вблизи нескольких мест выброса газа на поверхность, мимо причудливых "скульптур", созданных лавой.

Дорога по парку вулканов узкая, петлистая, а под конец вообще проходит по самому краю вулкана. Далеко внизу видны те самые верблюды и катящиеся по шоссе крошечные машинки. Страшно!

Нечто вроде подводной лодки, виднеющееся на одной из вершин - ресторан  Эль Дьябло, спроектированный, конечно же, Сезаром Манрике.

Если присмотреться, справа от ресторана заметен столбик дыма. Это один из аттракционов парка Тиманфайя: гейзер. Специально обученный человек заливает в небольшое отверстие в земле воду из ведра, через мгновение струя вырывается оттуда со страшным шипением и свистом. Вуаля! Главное, от испуга не выронить фотоаппарат!

На соседней площадке коллега "гейзериста" демонстрируемый другой фокус: в яму укладываются сухие ветки, которые через пару минут сами собой загораются. В общем, недра вулканов не спят, а лишь дремлют.

В отчетах о Лансароте я вычитала, что где-то недалеко от площадки с огнем находится мангал, на котором можно пожарить на вулканическом тепле собственные припасы. К примеру, сосиски. Так что мы специально запаслись сосисками, но, увы, мангала так и не обнаружили. опрос сотрудников и гидов положительных результатов не дал. Видимо, мангал убрали.

Так что мы ограничились созерцанием большого мангала ресторана - еще одного местного шоу. Мангал представляет собой колодец глубиной около 5 метров, на решетке которого аппетитно жарится курочка и другое мясо при температуре от 80 до 200 градусов.

Когда нагулявшиеся и счастливые мы выезжали из парка (народа в котором с момента нашего приезда изрядно прибавилось), мы застали огромную пробку на въезд. Машины стояли плотно друг за другом.  Так что, повторю еще раз, приезжайте на встречу с вулканами как можно раньше!

Ориентируясь на интересы ребенка, одним из объектов для посещения мы выбрали Музей агрикультуры, рассудив, что разнообразных сеялок, веялок, тележек,  и прочего инвентаря, который можно покрутить и к коему так не равнодушен наш малыш, там будет в избытке. В общем, мы не ошиблись.

Музей Agrícola El Patio знакомит с бытом старинного земледельца и расположен на территории старой финки, или сельского дома, постройки 1840-х годов.

Дорвался!

Территория музея довольно большая, зеленая. Прогуливаясь по ней, можно заглянуть в жилые дома, домовую церковь, в различные мастерские, сельскохозяйственные помещения и т.д.

Удобная кроватка, не правда ли?

"Местные жители" порадовали, в музее явно готовились к близящемуся Хэллоуину.

Еще на территории можно полюбоваться на зверюшек

И подивиться на плоды черной канарской землицы. Наверное, именно такие тыквы и превращаются в карету!

Музей приятный, но аналогичное место на Майорке, которое мы посетили ранее, понравилось куда как больше!

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ интересные места на Лансароте делятся на два типа: природные достопримечательности и объекты, связанные с жизнью Сезара Манрике . Ну, есть еще третий: природные объекты, связанные с творчеством Манрике (в их числе - пещера Jameos del Agua, о которой я уже рассказала).

Мы посетили дом Лагомар, построенный Сезаром Манрике в 1970-е годы для известного артиста Омара Шарифа. Весьма оригинальное сооружение вписано мастером в скалу.

Вход на территорию тоже оригинален

Встречаются затейные арт-объекты

Для нормальной жизни дом, конечно, совсем не приспособлен. Значительную его часть занимают узкие крутые лестницы, ведущие с уровня на уровень. Ходила по ним и думала, как часто хозяева и их гости, а также туристы становились жертвами этих лестниц...

Многие помещения имеют овальную форму, например, кухня и гостиная с портретом Манрике.

А вот в этой комнате, по преданию, заядлый картежник Омар Шариф проиграл свой дом Лагомар, не подозревая, что играет.. с чемпионом Европы по бриджу.

В разных частых острова можно встретить скульптуры (инсталляции?), выполненные Манрике. Обычно они украшают дорожные развязки.

Похоже, последователи Манрике живут на острове и сегодня. Доводилось встречать оригинальные жилые дома и арт-объекты.

В завершении расскажу еще об этом замечательном объекте, в котором объединились красота природы и фантазия Манрике. Это - Мирадор дель Рио.

На северной оконечности Лансароте возвышается горный отрог Пунта Фарионес. На одной из его скал на высоте 479 метров над океаном расположен Мирадор дель Рио. С него открываются волшебные виды на пролив Эль Рио и остров Грасиоса, а также более мелкие островки архипелага Чинихо.

В конце XIX века здесь были построены артиллерийские укрепления. А в 1973 году Сезар Манрике реализовал здесь еще один свой проект. По его заказу в скале проделали углубление, где разместили ресторан. Ресторан увенчан двумя куполами, которые были засыпаны землей и впоследствии заросли травой. Таким образом, творение оказалось спрятанным в утесе, образуя с ним единое целое. А над рестораном, на вершине скалы, оборудовали смотровую площадку.

Ресторан

Место воистину волшебное, как сам мирадор, так и окружающие его горные пейзажи. Вход на обзорную площадку платный. Но, если денег жаль, вблизи от мирадора можно также найти неплохие места для  обзора Грасиосы.

Только не приезжайте сюда в пасмурную погоду - облака порой полностью окутывают мирадор, так что его даже закрывают для туристов.

ВОТ ТАКИМ открылся нам Лансароте всего за одну неделю. Не исключаю, что мы на него вернемся !

1. Суровая природа , очаровательной малыш.

2. Спасибо! Очень интересный и полезный отчёт! Отличные фото!
    Через полгодика пригодится ;)

3. А где обсерватория ? А можно поподробнее о том где ресторан в Фамаре с осьмоногами.
    Где там у подножья горы ???? Калета Фамара вообще-то у самого океана, у горы поселок Манрике.

4. Анонимный, вы этот вопрос задавайте на форуме gotenerife, а не в моем блоге. Это на канарском форуме в комментариях к моему отчету написали про обсерваторию и ресторан с осьминогами. Я в тех местах не была, так что не знаю