воскресенье, 8 сентября 2019 г.

На голове у рыбы или мимолетная Венеция

В Венеции мы уже были. Очень давно и весьма эпизодично: два визита по полдня. Тем летом мы отдыхали на море в малоинтересном городке Бибионе, запомнившемся нам лишь изнуряющей жарой и теми самыми визитами в Венецию. Добраться до неё было непросто: сперва на автобусе, который никогда не соблюдал расписания, потом на поезде, тоже не очень пунктуальном. Июльская Венеция тоже запомнилась, прежде всего, умопомрачительной жарой. Но, боже, как же она оказалась прекрасна! Это была любовь с первого мгновения, когда поезд еще только мчал нас по узкой перемычке между материком и островом, и казалось, что он идёт прямо по воде. И эта вода, зелёного бутылочного цвета. Мы впервые плыли на вапоретто, и окружающие пейзажи казались галлюцинациями. Сердце стучало – от жары и избытка впечатлений. Помнится, мелькнула мысль: если даже я сейчас и умру, то в правильном месте!


  

Никто тогда не умер, все уцелели. И вот мы вернулись! И поселились, как и мечтали, не где-нибудь на окраине, а в центре, чтобы даже вечером была возможность выйти и сразу окунуться в эту чудесную атмосферу.

 

Поселились мы в районе Каннареджо. Если смотреть на схематическую карту Венеции, напоминающую очертаниями рыбу, то это как раз рыбья голова, примерно лоб. 

 

 

Район достаточно тихий, главные туристические тропы проходят чуть в стороне, при этом очень живописный и расположен совсем недалеко от основных транспортных хабов – железнодорожного вокзала и автобусной станции на площади Рима. 

 

На площадь Рима мы приехали на автобусе из аэропорта.

 

 

Билет стоит 8 евро туда-обратно, время в пути – около получаса. Добраться можно было бы и на водном экспрессе Alilaguna, но уже в два раза дороже и дольше, зато до пристани, расположенной почти у нашего дома. Но дорога пешком от площади Рима, даже с чемоданами, заняла около 15-20 минут. Самая неприятная часть – переход через Большой канал по мосту Конституции, который, почему-то, сделали без дорожек для чемоданов.

 


И вот уже она, прекрасная Венеция! Как мы мечтали в прошлой поездке увидеть её ночью! Именно поздним вечером мы в неё и вернулись.

 

 

У причала Guglie (как раз сюда мы приплыли бы на Alilaguna) встретились с хозяйкой апартов, быстренько заселились и тут же побежали за пиццей в рекомендованный хозяйкой ресторан, на другом берегу канала Каннареджо, вот только перемахнуть через мост Три арки.



А на следующий день был дождь. Нет, ДОЖДЬ и ВЕТЕР. Дождь абсолютно неумолимый и беспросветный, а ветер просто лютый. На улицу было страшно даже высунуться. Наш храбрый папа совершил забег до ближайшего супермаркета, купил  в утешение вкусной еды и не менее вкусных напитков. Мы угнездились на кухне, поближе к газовой плите (в остальной квартире сильно похолодало) и грустно смотрели, как ветер треплет антенны на крышах. Грусть усугубляло то, что в квартире не работал обещанный вайфай, так что  даже слегка развлечься, погрузившись в Интернет, не удавалось. Оставалось сочинять куплеты...

 

У меня, наверно, деменция: 

Вместо теплого Лиссабона

Я купила билеты в Венецию

И любуюсь на дождь с балкона


Вот нелепая ситуация:

Из Венеции северной в южную

Привезла в чемодане платьица,

А они – никому не нужные


А когда ливень стал пореже,

Ну а ветер почти притих,

Вышла я на канал Каннареджо

Прочитать этот грустный стих

 

Подпевали мне громко бакланы,

Вапоретто кружили вокруг,

А один гондольер, Лучано,

Протянул вдруг спасательный круг... 

 

Скажу сразу, интернет в квартире за все 4 дня нашего пребывания так и не появился, несмотря на заверения хозяйки что вот-вот де что-то починят и наладят. Интернет нам был нужен, в том числе, по работе, поэтому мы неустанно промывали хозяйке мозги в посланиях по телефону. То ли мы вконец устыдили её, то ли она не желала негативных отзывов на Букинге, но в последний день она вернула нам налом аж 150 евро! Да, и еще котёл на обогрев в квартире оперативно включила, так что мы мёрзли недолго.

 

Под вечер мы всё-таки не выдержали затворничества в квартире и, намотав на себя все тёплое, что было, вышли прогуляться по району. Поразительно всё-таки, как красочна Венеция даже в ненастье.



На территории Каннареджо находится гетто, куда во времена Республики были переселены евреи. Впрочем, это место и по сей день остается еврейским кварталом, очень харАктерным.



Площадь Нового Гетто и расположенный на ней мемориал жертвам Холокоста.

 

 

Возвращаясь, обнаружили недалеко от апартаментов прекрасный супермаркет Spar, расположенный... в бывшем театре. Я еще сперва подумала: что это народ так активно входит-выходит из театра? В театре супермаркете не только был отличный выбор съестного, но и прекрасно работал вайфай. Поэтому он нам особо полюбился! 🙏 

 


А на следующий день, 6 мая, случился мой день рождения. Погода сделала подарок – от ненастья не осталось и следа. И мы бойко выдвинулись покорять Венецию. Для начала задумали делать это пешком. И отправились в Музей Пегги Гуггенхайм, именно его я решила себе подарить (давно хотела).


Пешие маршруты в Венеции сопровождаются неожиданностями. Мы тут же уперлись в набережную без прохода.  Ребенок возмутился: плохо подготовились, родители! Был отруган!



Да, Венеция хороша в любую погоду, но все-таки в солнечный день она куда как приятнее! 

 

 

Выйдя на какой-то узкий канал, услышали разливающуюся над водой песню. "Гондольеры поют", - понимающе переглянулись мы. Но то были не гондольеры, они сосредоточено гребли, а расположившиеся в двух гондолах китайские (?) туристы душевно спевали народные песни.

 

 


Знакомство с коллекциями музея современного искусства Пегги Гуггенхайм начинается уже во дворе.



А вот и последнее пристанище создательницы музея.

 


 

На занятие в музей привели совсем мелкую детвору. Они внимали рассказу весьма заинтересовано.



Что за странные картины? Нам за такие на ИЗО двойки ставят...



А вот это уже лучше



Сквозь окна просвечивает Гранд-канал. 

 

 

На Гранд-канал можно полюбоваться и с террасы. 

Вышли, первое что увидели – всадник на нелепо длинной лошади. Гришка обогнул скульптуру и зашелся в диком смехе. Народ вокруг тоже стал смеяться. Надо же, подумала я, как ребенка удивила форма лошадки.

 

 

Оказывается, его удивила вовсе не лошадка, а анатомические особенности всадника...

 


Скульптура, меж тем, называется "Ангел города" и выполнена итальянским скульптором Марино Марини в середине прошлого века.



Виды с террасы



Выйдя из музея, отправились на площадь Святого Марка, по дороге снимая  всё это гондольно-прекрасное...


 

А вот и она, как всегда многолюдная площадь Сан-Марко. 

 

 

Решили продолжить музейный день и отправились во Дворец дожей. Очереди не было вообще. 

 

 


 

Поднимаемся на верхние этажи по Золотой лестнице

 

 

Наверху большие мрачноватые пышные залы следуют сплошной чередой. Живописи столько, что сложно сосредоточиться на чём-то одном. Преобладают полотна на античные сюжеты и со сценами баталий. Ну и, конечно, живописующие венецианские будни и праздники.

 



 

В Зале Большого Совета, вмещающем до трёх тысяч человек, находится одна из самых больших картин в мире: "Рай" кисти Тинторетто.



Думали, Гриша заскучает, но нет, ничего. Он с интересом искал на полотнах изображения дожей. Благо мы загодя прочитали о них, и не только о них, в хорошей книге "Венецианская сказка" Ирины Захаровой. Больше всего Гришу впечатлила процедура выбора венецианских правителей

Среди многих людей дожа ты заметишь сразу: на нём праздничная золотая одежда, особый головной убор и чулки красного цвета. Дожа выбирали среди самых высокопоставленных людей Венеции. Однако сам процесс выборов был настолько сложным, что сегодня рассказ о нём звучит как анекдот. В день выборов один из знатных горожан, помолившись, выходил на площадь Сан Марко и находил подходящего мальчика лет восьми-девяти, называемого Баллотино – "шарик для голосования". В Большом Совете Баллотино с помощью жребия выбирал 30 советников. Потом эти тридцать по жребию выбирали девятерых, которые большинством голосов избирали 40, которые выбирали 12, которые большинством голосов избирали 25, которые выбирали девятерых, которые большинством голосов избирали 45, которые выбирали 11, которые большинством голосов избирали 41 члена Совета, которые, наконец, избирали дожа при необходимом большинстве в 25 голосов."

Фууух....



Но больше всего Грише хотелось увидеть тюрьму.

 

 

Взгляд изнутри моста Вздохов на мост, с которого все смотрят на мост Вздохов :) 



Лестница гигантов, на вершине которой стоят статуи Нептуна и Марса. 

 

 

Ещё цитата из книги  Ирины Захаровой:

По лестнице Гигантов дож поднимался после избрания и останавливался между статуями, морским и военным защитниками Венеции. Это символизировало могущество республики: море должно быть подвластно венецианскому флоту, а венецианская армия – быть сильной и непобедимой. Затем следовала церемония, особенно любимая народом: сидящего в паланкине дожа торжественно проносили по площади, он щедро разбрасывал во все стороны монеты, а люди с восторгом их ловили. Затем дож возвращался на лестницу Гигантов, где на глазах у народа старейший член Большого Совета возлагал на голову нового правителя драгоценную "корону" – "корно дукале".



Ну, а на выходе из дворца – самые классические виды с гондолами.


 

И вот тут мы поняли, что ходить далее пешком по Венеции уже не в силах. И купили "проездные" на вапоретто на двое суток. И началась наша водная жизнь.



Плыть на вапоретто, абсолютно всё равно, куда, и смотреть и смотреть на эти палаццо и просто дома (просто, ха!), на воду и небо, впитывать в себя этот непередаваемый шарм. Особенно если вечереет... Нет, не буду плакать...

 






   
 

 

Гриша, вдохновившись, создал картину и возил её с собой, сравнивал с реальностью 👇


 

Однажды, проплывая мимо моста Риальто, мы обратили внимание на толпу людей на крыше какого-то здания слева по курсу. Отправились на разведку. Здание оказалось торговым центром, на крыше которого оборудована смотровая площадка. Мы поднялись туда какими-то не центральными лестницами, обнаружили небольшую очередь и пристроились в хвост. Видели, что охранники что-то спрашивают у некоторых людей, и те им показывают бумажки или экраны телефонов. У нас ничего не спросили. Потом уже, когда уходили, обнаружили и лифты, ведущие на самый верх торгового центра, а также плакаты: забронируйте своё время на смотровой площадке. В общем, мы без брони на неё попали. А там-то ляпотаааа!


 
 


Чайка уютно прикорнула у трубы



Торговый центр меж тем оказался весьма пафосным, с дикими ценами и практически полным отсутствием иных покупателей, кроме орд китайцев. Один из китайских шопинг-отрядов чуть было не затоптал меня... 

 

 

Рядом с универмагом тоже сидели китайцы. Закусывали шопинг.


 

Совершили мы еще одну прогулку, уже не под дождем, по своему тихому и славному району Каннареджо. 

 

Мимо моста Три арки, к морю, то есть Лагуне.



В акватории Лагуны – совсем не туристическая жизнь. 

 

 

Этот так называемый Дом с дыркой стоит практически на краю Венеции.



Далее – вглубь района по тихим и почти безлюдным каналам.

 


 

Дошли до сердца Каннареджо – площади Кампо деи Мори, или площади Мавров. 

 

 

Площадь получила своё название благодаря трём скульптурам, выступающим из стен старинного дома. Скульптуры изображают братьев Мастелли: Риобу, Санди и Афани. По преданию, они приехали в Венецию из Мореи, или нынешнего греческого Пелопоннеса.  Про братьев существует множество легенд, суть которых сводится к тому, что они были очень нечистоплотны в бизнесе и так и норовили обидеть и обмануть окружающих. Так, например, обидели они одну вдову, пришедшую отдать долг своего умершего супруга, заставив её долго простоять  на коленях. Вдова оказалась сильно набожной и в ближайшей к площади церкви Santa Maria dell'Orto столь убедительно обратилась в своих молитвах с жалобами к Святой Марии Магдалине, что аморальные братья... окаменели. Впрочем, есть и другие версии превращения братьев в каменные изваяния. А братец Риоба ещё и свой каменный нос утерял, но это было уже позже, в XIX веке. Нос был заменён на железный. Существует поверье, что нос надо потереть на счастье. Вот где логика? Мы не тёрли...


 


 

А рядом, вот в этом доме с мавром (не поняла, он тоже из семьи Мастелли, или сам по себе), родился и жил великий Тинторетто.





А вот и та самая церковь Santa Maria dell'Orto, где молилась обиженная вдова.   

 


Название церкви переводится как Огородная мадонна. История такова: в одном из огородов рядом с церковью была найдена чудодейственная статуя мадонны с ребенком, которую и установили в храме. Но гораздо более значимым является то, что эта церковь неразрывно связана с Тинторетто. Художник был её прихожанином и в ней же нашел последний приют. Здесь находится и несколько его картин.  Мы не увидели, церковь была закрыта. 

 

Зато перед церковью обнаружилась огромная голова лошади. Без всяких пояснений того, чтобы она значила. Уже позже нашла в сети информацию, что это произведение известного современного британского скульптора Ника Фиддиан-Грина, прибывшее в Венецию на Биеннале 2019.

 

 

Один из наших венецианских дней стал островным. Мы отправились на Бурано и Мурано. Бурано – место популярное, это чувствуется уже не пристани.

 

 

С нашего кораблика выплескивается еще один поток туристов и бойко устремляется в центр острова.



Стоит слегка свернуть с центральных троп – и вокруг уже ни души.

 

 

Гриша гармонично вписался в буйство красок Бурано!

 

 

Не живописных домов на Бурано просто нет.



А этот домик повествует в картинках о жизни Бурано, в том числе информирует о самых значительных наводнениях.

 


 

 

И даже белье сохнет здесь живописно!


 

 

Загадочный дом с пакетом на каждом окне...

 

 

Главная площадь (собственно, других площадей на острове и нет) посвящена родившемуся здесь композитору Бальдассаре Галуппи по прозвищу Буранелло.

 

 


На Бурано есть своя "пизанская башня": колокольня Campanile Storte. Уже во время её строительства в начале ХVII века фундамент просел, и башня заметно покосилась. Но устояла.



Через деревянный мост мы перешли на соседний с Бурано островок Маццорбо (Mazzorbo). 



Маццорбо - тихий зеленый островок,  часть которого занимает Venissa Wine Resort с виноградниками, винодельней, мишленовским рестораном и гостиницей. На островах Лагуны всегда выращивали виноград, однако страшное наводнение 1966 года погубило большинство из них. В начале 2000-х годов восстановлением виноградников занялся энтузиаст Джанлука Бизоль. Исследования, которые он начал, привели к повторному открытию местного сорта Dorona di Venezia, который адаптировался к соленым условиям лагуны на протяжении веков. В небольшом поместье на острове Маццорбо Джанлука Бизоль занялся разведением этого сорта винограда и производством из него вина Venissa. 

 

По поместью, на котором высится колокольня XIV века, можно спокойно прогуляться, что мы и сделали.

 

 

Каким ветром сюда занесло... слона – осталось загадкой...







В мишленовский ресторан мы не пошли. Вдоль канала вблизи пристани расположено несколько ресторанчиков попроще. Мы славно перекусили морепродуктами и овощами-гриль в траттории Maddalena.





 


А потом на переполненном вапоретто отправились на остров Мурано.


 
 

 

На Мурано мы с мужем уже были в предыдущую поездку. Остров нас особо не пленил. Отправились туда вновь с целью показать сыну мастерские стеклодувов. Помнится, в прошлый раз мастерских этих повсюду было полно. Но на этот раз они почему-то не встречались. 

 


Зато продукция этих мастерских встречалась повсеместно, как в магазинах, которых стало еще больше, так и просто на улицах.




Мастерская всё же была найдена, но наблюдать за работой мастеров бесплатно, как мы это делали раньше, не разрешалось. За небольшую плату (вроде 5 евро на взрослого) нас пригласили на специальный сеанс.

 


Мастер делал лошадок. Примерно таких, как на этой витрине.

 

 


И чего или кого там только не было! 🐧

 

И даже кальмары!



В последний венецианский день мы успели полюбоваться классическим и современным искусством (в числе последнего - прижизненная ретроспектива Георга Базелица) в Галерее Академии. К нашему удивлению, она оказалась очень компактной.

 

 


Ну вот, собственно, и конец рассказа. Венеции опять оказалось катастрофически мало! 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий